Как еда влияет на развитие речи?
Этот вопрос только звучит как философская дилемма. И ответ на них можно узнать только через несколько лет … когда ребёнок будет на приеме у ортодонта или логопеда.
1. Влияет ли процесс питания ребёнка на развитие речи?
Большинство родителей не задумываются о том, как ест ли их ребенок, активно или пассивно. Между тем, то, как еда попадает в рот малыша, является одним из основных условий и факторов развития навыков приема пищи, а затем и речи.
Конечно, несмотря ни на что, ребенок все равно ест и начинает говорить. Однако вопрос в качестве. И родители начинают задумываться об этом только тогда, когда на зубах появляются первые ортодонтические скобы, а первые сигналы о дефектах речи приходят из детского сада и школы.
2. Грудь как идеальная форма кормления
Кормление грудью — самая здоровая форма вскармливания младенца. Новорожденному ребенку не нужно этому учиться. У него врожденный сосательный рефлекс, и инстинкты подсказывают ему, что делать, чтобы утолить голод.
Однако послеродовой стресс и может привести к тому, что сосок будет сжиматься или слишком слабо или слишком сильно в течение нескольких дней, что затруднит координацию сосания, глотания и дыхания. Часто это естественный результат адаптации ребенка к жизни по другую сторону живота. В этом мире для новорожденного все новое и трудное: дыхание, сила тяжести, прикосновения, холод, свет, пищеварение, еда. Причиной неприятностей при кормлении может стать дискомфорт мамы, плохое положение малыша. Детей также могут беспокоить симптомы, которые являются нормальными для этого возраста: колики, проблемы с пищеварением, заброс пищи в пищевод и другие.
К сожалению, иногда на эти временные проблемы слишком резкая реакция. Массаж ротика, прижимание ребенка к груди, когда он просыпается для кормления, потому что «пора». Все это заставляет новорожденного жадно сосать, у него появляется хаотичность, спешка, защитные реакции. Если эти рефлексы войдут в привычку, они не только будут мешать правильному сосанию груди, они будут побуждать мать быстрее отказаться от естественного грудного вскармливания, и повлиять на качество следующих этапов питания и, следовательно, на речь. Даже если это кажется слишком далеким, прямая связь существует, и ее нельзя отрицать.
3. Особенности искусственного вскармливания
Искусственное вскармливание отличается как эмоционально, так и технически от грудного вскармливания. Даже с лучшими сосками, требующими от ребенка активного сосания, аналогично методу и технике сосания груди, он по — прежнему сосет, глотает и дышит лишь близко к идеалу. Безопасно, эффективно, но это не то же самое. Но это не означает, что мамам, чьи дети не кормились грудью, следует беспокоиться. Соска — не враг ребенка.
Лучше всего расположить малыша так, чтобы голова была на одной линии с туловищем. Удобно разместив его ягодицы на внутренней поверхности одного бедер, можно поддерживать его спину другим бедром. Локоть одной из рук или просто руку можно положить под голову.
Предпосылка для хорошего кормления из бутылочки: ребенок должен много сосать, чтобы утолить голод, а работа всех частей рта и тела, участвующих в приеме пищи, должна быть аналогична работе при естественном вскармливании.
4. Как выбрать соску?
Соска не должна быть слишком мягкой. Большое отверстие в соске не облегчает жизнь маленькому человеку, потому что процесс приема пищи превращается в поглощение того, что выливается в рот. Если ребенок все время ест быстро и без перерывов, нужно выбрать соску потверже, с меньшим отверстием. Но если соска будет слишком жесткой, ребенок может начать ее давить с усилием и повредит десны. Если он будет питаться таким образом в течение длительного периода времени, у ребенка может развиться ряд нехороших привычек.
Соски нового поколения — сложные конструкции. Такая соска состоит как минимум из нескольких частей разной твердости, эластичности и гибкости. Ее основание тверже соска, она имеет округлую и широкую форму, что позволяет малышу располагать губы почти как на груди, не кусая соску (нижняя челюсть у человека устроена лучше, и это напрямую влияет на положение и функцию языка, а также на мышцы рта и лица во время сосания).
Та часть соски, которую сосет ребенок, должна быть цилиндрической и прямой, но более пластичной, чем основание. Сосок должен немного вытягиваться вдоль, выгибаться в стороны и изгибаться под давлением языка.
Еще один важный фактор — как и в каких условиях происходит кормление. Конечно, ребенок будет кушать везде и в любых условиях, ведь голод сильнее других ощущений. Но питание может быть нервным, жадным, утомительным до такой степени, что он не сможет насытиться. Тогда ребенок будет беспокоиться, будет чаще просить еды, могут возникнуть проблемы с животиком. Поэтому положение, в котором происходит кормление, должно быть комфортным для кормящейся матери.
Ставить бутылочку нужно соском перпендикулярно рту ребенка так, чтобы основание соски было заполнено молоком. Также нужно стараться не вращать соску вокруг своей оси, не выдергивать, не стучать и не двигать.
5. Время для кружки
Приключение ребенка пить из чашки начинается довольно … мокро. Ребенку интереснее узнать о новом предмете и поиграть с жидкостью, прежде чем выпить ее. А это значит — кусать и кусать. Поэтому стоит выбрать подходящий момент — когда малыш хочет пить, он больше сосредоточится на питье, чем на кусании.
С самого начала нужно приучать ребенка пить из чашек, адаптированных к навыкам и параметрам рта маленького ребенка. Края такой чашки имеют широкий ободок, а сами чашки обычно круглые и широкие. У некоторых есть слегка утопленная часть обода, чтобы ребенок мог наклонять чашку, не касаясь ее носа.
Широкий изогнутый край чашки позволяет правильно разместить ее на нижней губе и позволяет языку и верхней губе ребенка выступать в ее сторону. Наклонять чашку нужно только до тех пор, пока жидкость не достигнет края. Затем ребенку приходится действовать самому. Малыша нужно научиться пить, а не вливать жидкость в рот ребенку.
Малыш, набирая жидкость из чашки, задействует все мышцы рта, щек, челюсти и языка. Он координирует точность движений, координацию и эффективность всех этих мышц, регулируя количество поглощаемой жидкости и координируя эту новую технику с глотанием и дыханием.
Экспериментировать с открытой чашкой нужно дома. Во время прогулки лучше использовать поильник с трубочкой. Штука отличная, но для более опытных. Сосание из бутылки с водой через соломинку улучшает аппарат приема пищи и речь.
Но это не способствует умению пить из обычной чашки. Затем нужно поить его из чашки, которая выглядит как обычная, но отличается от нее закрытой крышкой. Она имеет специальный изогнутый и широкий обод, который заставляет нижнюю губу стабилизировать чашку. Верхняя губа ложится сверху. Рот и щеки ребенка активно вовлекаются в питье. Это важно, потому что закрытие рта сверху является основным условием не только для правильного питья и еды, но также для правильной артикуляции и звука, а также для правильного дыхания.
6. Рукой или ложкой?
Кушать руками — дело естественное, возмущаться тут нечего. Для ребенка это также базовый этап в развитии способности манипулировать руками, их чувствительности и точности движений, формировании ощущения рта, его внутренней части, губ и десен. А также веселье и приключения. И большой шаг к независимости.
Следующий этап инициирования — кормление с ложечки. Ребенок обычно первым пытается ее укусить. При кормлении его с ложки, ее кладут по оси лица, перпендикулярно ему, на нижнюю губу, если она закрыта, или в рот, если она открыта (убедившись, что ребенок хочет это сделать). Когда малыш открывает рот и ложка касается его, нужно подождать, пока верхняя губа сомкнется на ложке, и после просто ее потихоньку вытаскивать. Ребенок в это время высасывает пищу из чайной ложки верхней губой — это и есть активное питание!
7. Открываем ротик!
Если малыш не ест, можно слегка прижать язык ребенка ложкой — тогда он закроет губы, чем сразу нужно воспользоваться, вынимая ложку изо рта. Важно не тереться ложкой о верхнюю губу, чтобы вытягивать из нее еду. Это сигнал для ребенка о том, что ему не нужно сжимать губы, пережевывать пищу и беспокоиться. Мама или папа добавят еду и будет как-нибудь. Пассивно и некорректно, но как-то.
Малышу потребуется время, чтобы научиться есть ложкой. У некоторых это один момент, у других — несколько дней. Однако не нужно пытаться ускорить этот процесс, а систематически повторять одни и те же жесты. То, как ребенок станет кушать позже, зависит от того, как будет выглядеть начало еды. Поэтому стоит потратить некоторое время на это исследование.
8. Если заболел животик…
Если у ребенка проблемы с животом, лучше всего кормить его в таком положении, когда голова намного выше туловища, а ребенок лежит на боку под небольшим углом.
Можно кормить малыша и в классическом положении, но немного видоизменив его. Ягодица ребенка упирается в бедро, как и ножки, но другое бедро опирается не на спину малыша, а на его бок (ребенок может смотреть вперед или назад). Можно положить предплечье под подмышку ребенка или положить его себе на бедро.